Дроссельный клапан — это клапан, который изолирует или регулирует поток жидкости. Запорный механизм — это вращающийся диск. Принцип работы аналогичен работе шарового клапана, что позволяет быстро перекрывать поток. Дроссельные клапаны обычно предпочитают, поскольку они стоят дешевле других конструкций клапанов и имеют меньший вес, поэтому им требуется меньшая поддержка. Диск расположен в центре трубы. Шток проходит через диск к приводу снаружи клапана. Вращение привода поворачивает диск либо параллельно, либо перпендикулярно потоку. В отличие от шарового клапана, диск всегда находится в потоке, поэтому он вызывает падение давления, даже когда открыт.
Дроссельный клапан относится к семейству клапанов, называемых четвертьоборотными клапанами. В процессе работы клапан полностью открывается или закрывается, когда диск поворачивается на четверть оборота. «Бабочка» — это металлический диск, установленный на штоке. Когда клапан закрыт, диск поворачивается так, что полностью перекрывает проход. Когда клапан полностью открыт, диск поворачивается на четверть оборота, так что он обеспечивает почти неограниченный проход жидкости. Клапан также может открываться постепенно, чтобы дросселировать поток.
Существуют различные виды дроссельных клапанов, каждый из которых адаптирован для разных давлений и разных целей. Дроссельный клапан с нулевым смещением, который использует гибкость резины, имеет самое низкое номинальное давление. Высокопроизводительный дроссельный клапан с двойным смещением, используемый в системах с немного более высоким давлением, смещен относительно центральной линии уплотнения седла диска и корпуса (смещение один) и центральной линии отверстия (смещение два). Это создает кулачковое действие во время работы, чтобы поднять седло из уплотнения, что приводит к меньшему трению, чем создается в конструкции с нулевым смещением, и снижает его тенденцию к износу. Клапан, наиболее подходящий для систем высокого давления, — это дроссельный клапан с тройным смещением. В этом клапане ось контакта седла диска смещена, что фактически исключает скользящий контакт между диском и седлом. В случае клапанов с тройным эксцентриситетом седло изготавливается из металла, что позволяет обрабатывать его таким образом, чтобы обеспечить герметичное закрытие при контакте с диском.